Логопедические упражнения для детей и взрослых

Содержание:

Логопедические упражненияПравильная и красивая речь является залогом успеха в любых начинаниях, и вряд ли кто-то будет это оспаривать. Прислушайтесь, как разговаривает ваш ребенок, а теперь задумайтесь, как звучит ваша речь. Является ли она примером для подражания? Если вы заметили какие-либо отклонения от нормы, вам нужно обратиться к логопеду. Или же попробовать скорректировать неправильные звуки самостоятельно. Для успешных занятий разработано множество эффективных методик, но есть несколько правил, которые считаются универсальными и помогают быстро добиться желаемого результата:

  1. 1. Начинать занятия следует с простых звуков, и переходить к сложным постепенно («к», «г», «х», «й», «л», «р»).
  2. 2. Работать начинайте с логопедической разминки для губ и языка.
  3. 3. Занятия должны нравиться ребенку.
  4. 4. Упражнения для выполнения можно взять из любого логопедического пособия.

Упорство и терпение, плюс последовательное выполнение методических рекомендаций, и успех будет достигнут в самые кратчайшие сроки.

Назад к содержанию

Логопедические упражнения для развития речи

Артикуляционная гимнастика - логопедическая разминка – логозарядка - это такие специальные упражнения, которые улучшают подвижность артикуляционного аппарата. Гимнастика помогает сделать речь четкой, при этом ребёнок не должен чувствовать, что его принуждают. Повторяйте упражнения при каждом удобном случае. Так же следует приступить к тренировке дыхания. Дыхательную гимнастику можно выполнять в игровом стиле. Вот несколько популярных упражнений, которые понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны:

  1. 1. «Надуй мыльный пузырь». Играть можно в ванной, надувая мыльные пузыри между ладошками, или на улице, предварительно разведя в баночке с водой шампунь, чтобы получился мыльный раствор.
  2. 2. «Сдуй одуванчик» (если сезон одуванчиков еще не настал, можно сдувать пушинку или ватку с тетрадного листа).
  3. 3. «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги и пустите их в тазик с водой. Дуть на кораблик, соревнуясь, чей кораблик дальше уплывет. Дуть не более 7 секунд, чтобы у ребенка не началось головокружение.
  4. 4. «Весёлая обезьянка». Надуй щёки и подержись за ушки. Покажи и спрячь язычок. Погримасничай перед зеркалом. Теперь сделай серьёзное лицо, а затем снова покажи обезьянку.
  5. 5. «Надувание шаров». Купите в магазине разноцветные шары и надувайте их вместе с ребёнком. Надув шары, складывайте их на стол, а потом сдувайте со стола.
  6. 6. «Как шипит змейка». Предложить ребенку показать как шипит маленькая змейка (шипит тихо). Как шипит большая змейка (средний звук) Как шипит огромная змея (очень сильный звук).
Назад к содержанию

Логопедические упражнения на звук «р»

После разминки можно приступать к постановке звуков. Наиболее проблемным, как правило, является звук «р». В качестве специальной тренировки выполняйте следующие упражнения:

  1. 1. «Чьи зубки лучше блестят».
  • раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубкам, так чтобы это напоминало чистку зубов;
  • показать чистые зубки в улыбке.

Важно! На губах должна быть улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна.

  1. 2. «Мы покрасим дом».
  • растянуть губы в широкой улыбке, открыть рот и полизать тонким кончиком языка нёбо;
  • делать языком движения назад - вперед, как кисточку маляра, который красит дом.

Важно! Губы не должны двигаться, следить, чтобы язычок прикасался к внешней стороне зубов.

  1. 3. «Кто дальше бросит мяч».
  • сделать улыбку;
  • высунуть язык и положить его широким передним краем на нижнюю губу. Одновременно произносить долго звук «ф», так чтобы получилось перегнать ватку на противоположный край стола.

Важно! Не делать щечки большими, контролировать чтобы ребенок произносил именно звук «ф».

  1. 4. «Вкусное повидло».

Немного открыть рот и сделать движение языком по губам так как будто на губах повидло и его нужно слизать. Можно реально капнуть капельку меда или повидла ребенку на губы. Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если ребенок пытается помогать языку нижней челюстью, язык не должен касаться уголков рта.

  1. 5. «Птица».
  • раскрыть рот, положить язычок на верхнюю губу и начинать движения широким краешком язычка по верхней губе назад и вперед;
  • одновременно, стараться не отрывать язык от губ - выполнять поглаживание;
  • выполнять упражнение вначале медленно, затем увеличить темп и начать произносить бл-бл-бл как это делает голубь.

Важно! Язык должен работать хорошо, облизывая верхнюю губу, при этом он не должен вываливаться вперёд или уходить в сторону.

  1. 6. «Музыканты».
  • открыть рот в улыбке и побарабанить краешком языка по верхним альвеолам и пытаться сказать звук похожий на английский D;
  • упражнение должно напоминать барабанную дробь, с каждым разом нужно увеличивать скорость дроби.

Важно! Удар язычка должен быть четким как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения чувствуется сильная воздушная струя, рот не закрывается. Чтобы уточнить правильность выполнения, поднесите листок бумаги ко рту: листок должен отклоняться.

Комплекс логопедических упражнений для улучшения качества речи

Назад к содержанию

Логопедические упражнения на звук «ц»

Существует несколько способов постановки звука «ц», два из них вы увидите далее:

  1. 1. Игровая форма.
  • поднесите палец к губам и скажите ребёнку – «Не говори так громко. Тише!» — т-ц-ц; На крыше спит котик т-цццц. Не буди его, а то он съест мышек т-ццц. Всё вокруг тихо т-цццц. Мышки не шумите т-цццц;
  • поезд при остановке говорит пассажирам т-ц-ц. Не шумите пассажиры т-цццц. Не торопитесь выйти т-ццц. Не разговаривайте так громко т-ццц.
  1. 2. От поставленных звуков.

Поднесите руку ребенка к своим губам и произнесите звук ц. Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Теперь поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он произнёс звук ц. Он почувствует два прикосновения воздушной струи. Это происходит при неправильном произнесении звука ц. Объясните ребёнку, что струя воздуха при произнесении ц должна быть одна. Повторяйте упражнение с ребёнком, пока он не устанет.

Назад к содержанию

Логопедические упражнения на звук «л»

  • «Гудок поезда». Показать язычок и одновременно сказать – у-у-у-у. Поезд едет у-у-у. Громко, четко у-у-у.
  • «Чистый язычок». Прижимать язык между зубами так будто пытаетесь его чистить. Выполнять движения вверх и вниз. Упражнение похоже на маляра, который красит дом.
  • «Поиграем с лошадкой» (звук от копыт лошадки). Веселая лошадка бегает, а копытца поют цок-цок-цок-цок. (Побегать с ребёнком изображая лошадку.)
  • «Язычок поет». Немного прикусив язычок, поем лёк-лёк-лёк. Помолчать и снова лёк-лёк-лёк. Сделать два-три раза.
Назад к содержанию

Логопедические упражнения при заикании

При работе с заиканием важно создать комфортные условия для занятий, работать над плавностью речи, развивать речевое дыхание, выполнять множеств упражнений в игровой форме.

  1. 1. «Весёлые карусели». Ходить по кругу и на каждый шаг произносить: «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
  2. 2. «Веселые цыплята». Прыжки на правой и левой ноге попеременно с произнесением: «Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
  3. 3. «Поиграем в дирижёра». Ритмично делайте взмахи руками и ребёнок должен произносить на распев любые слова, слоги или гласные.
  4. 4. Хлопаем в ладоши на каждый гласный звук. При успешном выполнении добавляем топанье ногой на каждый гласный звук. Если у ребёнка не получается одновременное выполнение двух упражнений, то сначала отработайте одно, затем другое, а затем соедините. Важно, чтобы ребёнку нравилось задание, и он чувствовал себя комфортно, не боялся и не стеснялся.
  5. 5. Взять короткое детское стихотворение и предложить ребёнку прочесть его под любую спокойную музыку. При этом следить, чтобы ребёнок не нарушал ритм. При успешном прочтении маленького стихотворения, следует брать более сложные и длинные стихи. Можно предложить ребёнку рассказать уже известное ему стихотворение, но с условием, что он будет попадать в такт музыке. Мелодию следует брать классическую или инструментальную без слов.
Назад к содержанию

Логопедические упражнения для взрослых

Недостатки речи встречаются не только у детей, но иногда и у взрослых. Поэтому очень важно, прежде чем вы начнете корректировать речь своего ребёнка, обратить внимание всё ли в порядке с вашей речью. Если вы заметили небольшие отклонения в виде нечёткости произнесения некоторых букв, то отработать правильность речи помогут скороговорки. Выберите те, что вам нравятся, и приступайте к занятиям по следующему плану:

  • прочитайте скороговорку несколько раз;
  • попробуйте произнести, медленно выговаривая все звуки;
  • не ускоряйте темп, пока не получится ясно и чётко произнести все звуки медленно;
  • добившись положительных результатов в медленном темпе, переходите на быстрый. Важна не скорость, а точное произнесение всех звуков;
  • маленькие по объёму скороговорки произносите на одном дыхании. Соблюдайте темп и ритм.

Логопедические упражнения на звук р, л, ц и др.

Назад к содержанию

Упражнения на четкость произношения

Произнесите ясно и чётко слова: трава, дрова, кровать, река, рак, огонь, лук, стук, гроздь, гвоздь, орёл, козёл, пришёл, ушёл, зашёл, каратист, пианист, фашист, интурист, бровь, морковь, метель, карусель, вода, игра, дошла, подошва, полк, кружка, подружка, тарелка, белка, кровать, стоять, писать, летать, скакать, птица.

Прочитав слова, вы сможете выявить, какие звуки являются проблемными, и над чем нужно работать.

Возьмите любое стихотворение или текст и читайте его с особым выделением интонации и отчётливой артикуляцией. Следите за положением нижней челюсти и губ.

Важно отметить, что принципиальных отличий при работе с детьми и взрослыми нет. Просто детям предлагают игровые формы, а взрослым этого не требуется. А техника и упражнения для взрослых такие же, как и для ребёнка. Поэтому выявив нарушение в каком – либо звуке следует обратиться к упражнениям описанным выше. «Лошадка», «покрасим дом», «весёлый поезд», «вкусное повидло», «чистый язычок», «весёлые цыплята». А правильность выполнения упражнений поможет проконтролировать зеркало.

Назад к содержанию

Логопедические упражнения после инсульта

Родным и близким больного человека важно знать, что логопедические упражнения дадут результат, если будут выполняться систематически. Здесь вы найдете несколько упражнений, особо не отличающихся от приведенных ранее. Все упражнения должны повторяться 15-20 раз. Они должны помочь восстановить речь больному, перенесшему инсульт.

  1. 1. «Лошадь». Имитировать движение языком во рту так, чтобы получался звук похожий на лошадиное цоканье.
  2. 2. «Ядовитая змея». Высовывать язык как можно дальше и шипеть как змея.
  3. 3. «Стена». Сделать оскал, так чтобы передние зубы были видны. Выполняется без звука.
  4. 4. «Добрый волшебник». Улыбаться, не показывая зубы.
  5. 5. «Дудочка». Показывать кончик языка свернутого трубочкой. Дуть в него пытаясь сделать воздушную струю как можно сильнее.
  6. 6. «Громкоговоритель». Сделать губы трубочкой. Приставить ладошку к губам и начинать громко трубить.
  7. 7. «Бублик». Сделать губы буквой «О» и пропеть О-О-О-О-О-О-О.
  8. 8. «Маятник». Высунуть язык и выполнять упражнения вверх вниз. Движения языка должны напоминать движения маятника.
  9. 9. «Хорошая ладошка». Целовать ладошку громко чмокая (так как при воздушном поцелуе). Важно при выполнении упражнения складывать губы в трубочку таким образом, чтобы чувствовалось напряжение губных мышц.
  10. 10. «Хобот слона». Высунуть язык и пробовать достать сначала до носа, а затем до подбородка. Важно в выполнении упражнения не помогать языку губами.

Регулярное выполнение подобных упражнений поможет больному после инсульта восстановить речь и вернуться к полноценному общению.

Логопедические упражнения для детей и взрослых тренируют артикуляционный аппарат, повышают четкость произношения звуков и формируют правильную речь. Не забывайте выполнять дыхательные упражнения, что также важно при постановке звуков.

Назад к содержанию
    Ваш комментарий | Вконтакте
    Вконтакте | Обычные комментарии