10 октября 2012 г.: Новорожденные способны изучать любой язык в мире, в отличие от большинства взрослых.
К примеру, в возрасте 6 месяцев они уже могут различать звуки в различных языках, которые многие сочтут одинаковыми. Они также могут отличить английский язык от французского по форме рта говорящего и ритму речи. Только билингвы сохраняют эти способности в течение жизни.
Здорово, не так ли? Но в возрасте около 10 месяцев это обычно прекращается. Так как улучшается восприятие ребенком родного языка, он становится менее чувствительным к инородным звукам, говорит Джанет Веркер, психолог из Колумбийского Университета в Ванкувере.
Ученые заинтересованы в исследовании этого "критического периода" в развитии. Они хотят знать, какие факторы влияют на восприимчивость ребенка к иностранному языку.
Новое исследование Веркер анализирует развитие языка младенцев в связи с депрессией матери и приемом антидепрессантов.
Учитывая, что 20% женщин имеют нестабильное настроение во время беременности и до 13% из них принимают антидепрессанты, вынашивая ребенка, оценка их воздействия имеет большое значение.
В исследовании участвовали три группы: 32 младенца, чьи матери принимали антидепрессанты во время беременности, 21 младенец, матери которых страдали депрессией во время беременности, но не принимали лекарств и 32 обычных младенца. Исследователи обнаружили, что депрессия и антидепрессанты действительно сыграли свою роль.
Дети из контрольной группы, чьи матери были здоровы, различали языки в 6 месяцев и не справлялись с этой задачей в 10 месяцев.
Но те, чьи матери страдали депрессией, напротив, не справлялись с задачей в 6 месяцев и преуспели в 10 месяцев. Это означает, что "критический период" чувствительности к языкам сместился.
Интересно, что дети, матери которых принимали антидепрессанты, не справились с заданиями вовсе.
Исследователи не уверены, хорошо это или плохо. Одна из причин задержки депрессионно - нелекарственной группы в том, что эти дети не подвергались воздействию больших объемов речи, так как их матери были подавлены.
Кроме того, химические вещества, связанные с депрессией могли как-то на них повлиять. А антидепрессанты могут оказывать влияние на развитие мозга в группе младенцев, чьи матери их принимали.
Есть ли долгосрочные последствия задержек или скачков в развитии "критического периода" языковой чувствительности"? Этого никто не знает. Для того чтобы сделать выводы, необходимы дополнительные исследования.